Чем заняться в ожидании пожарного ревизора

Что такое пожарная профилактика? Если обратиться к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», то обнаружим следующее определение:

«Профилактика пожаров – совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий».

В силу своих полномочий данного рода деятельностью призваны заниматься представители федерального государственного пожарного надзора. Согласно тому же закону, государственный пожарный надзор – деятельность, в первую очередь, направленная на предупреждение и только потом на выявление и пресечение нарушений требований пожарной безопасности.

К сожалению, в настоящее время такая «профилактика», согласно официальной статистике МЧС России, приводит не только к снижению количества пожаров, но и к постоянному росту числа протоколов…

Ни для кого не секрет, что государственный служащий не покинет объект проверки, пока не выявит нарушения. Как ни печально это звучит, но такая действительность руководителями сейчас расценивается как аксиома.

Разумеется, представители пожарного надзора исключением не являются. Так называемая в узких кругах «палочная» система никоим образом не канула в Лету, а только набирает обороты.

До июня 2011 года очередной протокол не так сильно бил по карману, если, конечно, не принимать во внимание доходы руководителей муниципальных районных учреждений. Но все резко изменилось после вступления в законную силу Федерального закона от 3 июня 2011 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности». До сего знаменательного момента проверка ГПН юридическому лицу обходилась порядка 10000 – 20000 рублей «отступных», и спокойное существование обеспечено, как минимум, до внеплановой проверки, а устранение нарушений – дело совести (если нет угрозы приостановки деятельности). В настоящий момент речь идет о сотнях тысяч. Минимальный штраф при плановой проверке составляет 150000 рублей… А если добавить затраты на выполнение всех требований господина проверяющего, временами несуразных, нехитрый вывод о возможной «кончине» субъекта малого предпринимательства напрашивается сам собой… Но, если ответственный руководитель твердо намерен выделить определенную сумму на выполнение предписания, он должен быть готов к тому, что в акте очередной проверки не найдет фразы «Нарушений не выявлено». Что касается своеобразных «хитрецов», привыкших менять имя юридического лица каждые три года, то теперь их ждет разочарование… Учитывая изменения в ФЗ №69-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 18 июля 2011 г. №242-ФЗ, отныне в ежегодном плане проведения проверок органами ГПН будут фигурировать не организации, а объекты защиты, с указанием фактического, а не юридического адреса.

И где, в таком случае, малому предпринимательству искать поддержку, о которой периодически вещают первые лица государства?

Ответ: пункт 2 части 1 статьи 144 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Первые упоминания об альтернативе государственному контролю вызвали недоумение и недовольство со стороны представителей бизнеса. Неудивительно: меня проверяют на соответствие требованиям законодательства, да еще и за мои «кровные»! «Верх наглости!» – сказали бы вы… Однако не стоит судить опрометчиво. Преимущество аудита над проверками госорганов заключается, прежде всего, в том, что о штрафах можно забыть. Объекты, получившие положительное заключение аудиторской организации, освобождаются от плановых проверок на срок до трех лет и от внеплановых по контролю за выполнением ранее выданного предписания (статьи 25, 47 Приказа МЧС России от 1 октября 2007 года №517). Следует отметить, что, несмотря на презумпцию невиновности, предусмотренную Конституцией РФ, государственный инспектор в настоящее время без каких-либо обоснований имеет полное право приостановить деятельность любого объекта на основании нарушений требований нормативных документов по пожарной безопасности. Хотя вывод о возможной опасности жизни и здоровья людей в результате пожара можно сделать только на основании инженерных расчетов и исследований, чем надзор не «грешит». Тем более, ревизор не учитывает тот факт, что проверять соответствие объекта нормам, по которым он НЕ проектировался, по меньшей мере, недальновидно.

В свою очередь, аудиторская компания не имеет возможности накладывать какие-либо санкции. Все рекомендации, поступающие руководителю объекта, носят обязательный характер только при необходимости получения положительного заключения. Аудитор не стремится указать на несоответствие всем требованиям норм (коих на текущий период насчитывается порядка полутора тысяч).

Проверка соответствия проводится лишь по тем нормам, под требования которых попадает настоящее строение с учетом его года ввода в эксплуатацию. Стоит обратить внимание на тот факт, что многие требования нормативных документов вообще не подлежат обязательному исполнению, благодаря особенностям функционирования и потенциальной опасности объектов. Учесть такие нюансы можно лишь выполнив необходимые инженерные расчеты, по результатам которых формируется перечень инженерно-технических решений с учетом оптимизации затрат на их внедрение.

В такую перспективу изначально не верил никто. А первыми клиентами аудиторов становились руководители, что называется, дошедшие «до ручки», которых государственная машина поставила в условия, несовместимые с дальнейшим существованием бизнеса.

Возможно, вы спросите: «А как это работает в действительности?»

Для того чтобы сделать некоторые выводы, достаточно ознакомиться с числом организаций, доверивших свое благополучие аудиторам. Такой перечень можно обнаружить на сайте ФГУ «Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности» МЧС России (http://www.ge-mchs.ru/Reestr-sakluchenii-NOR). Обратите внимание на процент положительных заключений. Стоит отметить, что зарегистрированы в «Госэкспертизе МЧС» далеко не все объекты защиты, на которых проведен аудит. Причина в том, что регистрация – процедура добровольная и ее выполнение не требуется Постановлением Правительства №304 от 7 апреля 2009 года «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».

Сейчас практически в каждом субъекте Российской Федерации находится не по одной аккредитованной организации, осуществляющей аудиторскую деятельность. Список таких компаний также отражен на сайте «Госэкспертизы МЧС» (http://www.ge-mchs.ru/ Reestr-akkreditovannyh-orgfnisazii).

При выборе аудиторской компании рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

1. Ознакомьтесь с бланком аккредитации.

В первую очередь стоит обратить внимание на закрытый перечень работ, имеет ли право организация обследовать объект защиты, проводить необходимые инженернотехнические расчеты и формировать вывод о соответствии/несоответствии объекта требованиям пожарной безопасности.

Взгляните на срок действия аккредитации. В первый раз организация получает аккредитацию сроком на год. На основании чего напрашивается вывод о «бедной» практике, а значит, и о квалификации штатных экспертов.

2. При подписании договоров стоит поинтересоваться возможностью юридического сопровождения после проведенного аудита и наработанной судебной практикой.

Уважающие себя и заказчика организации продолжают оказывать посильную поддержку клиентам, уже получившим заключение, а не «умывают руки», отдав стопку бумаг.

Известны случаи, когда выданное заключение действовало на контролирующие органы как «красная тряпка» на быка. Вывод о печальной судьбе собственника, оставшегося один на один с обвинителем на суде, напрашивается сам собой. Все только потому, что судебная практика по данному направлению еще слишком мала.

3. Не лишним будет поинтересоваться и происхождением программного обеспечения, на котором выполняются инженерные расчеты.

Небольшое число компаний выполняют свои расчеты с использованием собственноручно разработанных программных средств. Учитывая данный момент, в некоторой степени можно судить о квалификации работающих в организации специалистов. И помните, никто лучше вас самих не защитит ваш бизнес…

ООО «Центр Пожарной Безопасности»

Остались вопросы? Звоните!
8-800-2222-037
Заказать обратный‌ звонок